Какие Проблемы Земельного Законодательства

Земельные новости

Кроме того, данным законом определена процедура добровольного отказа от земли, если нет желания или возможности ее обрабатывать или продать. Если участок находится в пользовании, в случае отказа от него необходимо написать заявление в орган местного самоуправления, если же участок в собственности, то в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).

Получить землю без торгов смогут и юридические лица, если они будут строить социально важные объекты: дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки, или такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия .

В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют границам земельного участка, содержащимся в ЕГРН, и не пересекают границ смежных земельных участков. В случае если в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН.

Самовольное занятие земельного участка влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основные проблемы земельного права

Кроме того, помимо проблем с пробелами и недостатками в земельном законодательстве так же существует диаметрально противоположная проблема, связанная с чрезмерной регламентацией некоторых процедур, что в свою очередь лишает участников земельных правоотношений возможности минимизировать или рационализировать данную процедуру исходя из особенностей конкретного случая.

Во-вторых, огромное количество положений, взятых их земельного законодательства СССР, которые отчасти до сих пор регулируют некоторые вопросы, так или иначе связанные с земельным правом, по сей день. Это указывает на существование огромных пробелов в системе земельного законодательства и необходимость их заполнения путем целостной реконструкции земельного российского земельного права.

Таким образом, для установления сервитута необходимо доказать наличие оснований для его установления ( невозможность использования земельного участка без получения права ограниченного пользования другим земельным участком). В судебном порядке такие обстоятельства могут быть подтверждены, в частности, заключением экспертизы. Также спорным является вопрос о соразмерности платы за ограниченное пользование чужим земельным участком.

С о времен проведения земельной реформы 1991 года и передачи части земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам прошло уже более двух десятков лет. В то время как земельное законодательство заметно стройнеет и совершенствуется в теории, судебных споров по вопросам его применения с каждым годом становится все больше на практике. Такие споры условно можно разделить на две группы: с участием публично-правового элемента ( например, в качестве собственника земельного участка, на котором находится здание) и без участия такового ( чаще всего споры между физическими и юридическими лицами о порядке пользования и о разделе земельного участка, находящегося в общей собственности).

Определение о наложении ареста как основание регистрации.
Арест является мерой обеспечения иска. Однако получение определения об аресте еще не является гарантией, что арест будет реализован. Статья 16 Закона о регистрации содержит условие, что суд обязан направить определение о наложении ареста в регистрационный орган, а регистрация ареста происходит без заявления правообладателя. Отследить деятельность суда по отправлению определения с регистрационную службу не всегда является возможным. Поэтому разумнее будет требовать от суда исполнительный лист на определение и бежать к судебным приставам возбуждать исполнительное производство. Это даст дополнительные шансы по оперативному внесению записи об аресте в реестр.

Количество документов.
Согласно статье 18 Закона о регистрации, документы – основания, представляются не менее чем в ДВУХ ПОДЛИННЫХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. В соответствии с этим, государственный регистратор может потребовать предоставить:
— протоколы о назначении директора (генерального директора),
— доверенности на подписание договоров,
— другие документы, дающие право подписывать договор в нотариально заверенных копиях или предоставить подлинник и простую ксерокопию, которую сотрудник регистрирующего органа, принимающий документы на государственную регистрацию, заверит штампом «с подлинником сверено».
— КОПИИ актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в ДВУХ экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Заявители зачастую предоставляют ОДИН вместо ДВУХ экземпляров.

Вам может понравиться =>  Заявление О Страховом Событии Образец Заполнения Вск

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Относительно вопроса о приведении существующих границ земельного участка под МКД, сведения о характерных точках углов поворота которых содержатся в ЕГРН, в соответствие с фактическим использованием (включением придомовой территории в границы земельного участка МКД):

На такую тему 19 апреля 2022 г. в Государственном университете по землеустройству состоялись Парламентские слушания, под председательством Первого заместителя Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Федоровича Лисовского.

Концептуальные вопросы, касаемые проблем развития земельного законодательства в нашей стране, а также совершенствования правового механизма оборота земель сельскогозяйственного назначения в своих докладах затронули: — ПИЛАВОВ Михаил Иванович, директор Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и служебное удостоверение, форма которого установлена приказом Росреестра от 14.08.2022 № П/0305 «О служебном удостоверении и жетоне должностного лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, уполномоченного осуществлять государственный земельный надзор».

— систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательств, которое осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Вам может понравиться =>  Как Распечатать Квитанцию Ип В Личном Кабинете Налогоплательщика

Требования о предоставлении земельных участков бесплатно при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком иногда заявлялись индивидуальными предпринимателями. Как уже отмечалось, п. 5 ст. 20 Земельного кодекса установлено, что граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их однократно бесплатно в собственность. Данную норму в отдельных случаях пытались использовать граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при обращении в арбитражный суд с требованием о признании недействительными решений полномочных органов об отказе в бесплатном предоставлении им земельных участков.

Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Их регулирование осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Следует иметь в виду, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется ( пункт 1 статьи 1181 ГК РФ).

Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить совершенствование взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в части координации управления земельными ресурсами;
рассмотреть возможность создания специального федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами;
обеспечить реализацию положений земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации недвижимости в части совершенствования кадастрового учета и регистрации земельных участков и границ зон с особыми условиями использования территорий;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», разработанного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Тенденции и проблемы развития земельного законодательства», участники парламентских слушаний отмечают следующее.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Практическая значимость заключается в том, что предложенные рекомендации по внесению изменений в законодательство могут быть использованы для дальнейшего совершенствования земельных отношений, а также служить основой для проведения последующих исследований в этой области.

Также представляет интерес правовое решение этой проблемы в городском округе Волгоград. Так, в соответствии с Постановлением Главы Администрации города Волгоград от 24 октября 2008 года № 2204 91 к заявлениям граждан о предоставлении им земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен прикладываться дополнительный пакет документов, в частности, схема расположения земельного участка, выполненная на картографическом материале в соответствующем масштабе.

С другой стороны это необходимость связанна с обеспечением надлежащего взаимодействия гражданского права с другими правовыми отраслями с целью установления действительно системного регулирования отношений собственности и товарно-денежных отношений, о чем также подчеркивал Челышев М. Ю.

Напомним, что существует определенная разница между категориями «земельное право» и «земельное законодательство». Под последним, согласно ст. 2 Земельного кодека РФ, понимаются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, то есть ограниченный круг нормативных актов. Земельное право понимается как совокупность норм, регулирующих общественные отношения по поводу использования земли, то есть любые нормы, регулирующие земельные отношения в любых нормативных актах.

Вам может понравиться =>  Есть Ли При Поступлении Льготы Детям По Потери Кормильца

Анализ изменений, внесенных в земельное законодательство Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о его нестабильности на современном этапе.
После вступления в силу Закона N 171-ФЗ с учетом качества внесенных изменений, в том числе с учетом отказа от ряда прежних институтов и введения целого ряда новых, можно условно говорить о том, что ЗК РФ, по сути, является «новым».
По логике указанные изменения должны были отразить все изменения с учетом развития рынка недвижимости и общественных отношений в рассматриваемой сфере за весь период, предшествовавший внесению изменений, и предопределить пути развития земельных отношений на долгосрочную перспективу. Однако после вступления в силу Закона N 171-ФЗ в ЗК РФ были внесены 19 изменений и дополнений. Столь частое внесение изменений в кодифицированный нормативный правовой акт можно объяснить следующими причинами:
1) стремительное развитие общественных отношений в указанной сфере в ситуации, когда законодатель должен обеспечить соответствие закона уровню развития общественных отношений;
2) наличие определенных пробелов и изменение правовых подходов к регулированию общественных отношений, которое может быть обусловлено различными факторами.
Применительно к рассматриваемой ситуации первая причина представляется маловероятной.
Правовой анализ внесенных в ЗК РФ изменений позволяет сделать вывод о том, что в немалой степени они обусловлены изменением и развитием иных отраслей законодательства и направлены на обеспечение соответствия ЗК РФ иным нормативным правовым актам. В связи с этим можно сделать вывод о нестабильности земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе, несистемности вносимых изменений, которая обусловлена несогласованным и непоследовательным подходом к регулированию общественных отношений ввиду отсутствия общей четкой согласованной долгосрочной концепции развития всего российского законодательства, в том числе учитывающей одновременное развитие нескольких его отраслей. Иными словами, вносимые в ЗК РФ изменения призваны обеспечить его соответствие иным отраслям законодательства, которые развиваются автономно, без учета необходимости комплексного подхода к соответствующим изменениям, обеспечивающим стабильность законодательства на долгосрочную перспективу.
Подобное положение дел не позволяет обеспечить качественную подготовку юридических кадров, специализирующихся в сфере земельных отношений, в том числе по причине отсутствия актуальной юридической литературы и сформировавшейся судебной практики.

Другими не менее важными проблемами российского земельного законодательства на современном этапе являются сложность изложения норм ЗК РФ и их несистемное расположение.
ЗК РФ в новой редакции является достаточно сложным в плане изложения норм и доступен, как показывает практика, для понимания только лицами, обладающими специальными юридическими знаниями, что является его существенным недостатком, поскольку нормативный правовой акт подобного рода, разработанный с целью реализации конституционного права на землю, должен быть доступен для восприятия неопределенному кругу лиц, не обладающих специальными знаниями в сфере юриспруденции.
Также достаточно сложными для восприятия являются понятийно-категориальный аппарат ЗК РФ и система изложения норм.
Так, в ЗК РФ существует достаточно большое количество отсылочных норм, условий, одновременное наличие которых может служить основанием для предоставления земельных участков либо для отказа в предоставлении земельных участков при отсутствии системности изложения норм. В качестве примера можно привести реализацию права на изменение площади, местоположения и конфигурации земельного участка, в том числе в целях оформления прав на прилегающие земельные участки, что ранее достаточно широко обсуждалось. Этому вопросу посвящена глава V.4 ЗК РФ «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности», которая оперирует специальной терминологией, устанавливает основания и условия для перераспределения земельных участков и является достаточно сложной для восприятия лицами, не обладающими специальными юридическими знаниями. Более того, представляется, что такие лица вряд ли осознают, что между указанными действиями и перераспределением можно условно поставить знак равенства, что, по сути, затруднит реализацию этого права. В связи с этим указанный правовой механизм нуждается в более простом изложении, доступном для большинства физических и юридических лиц.
Эта проблема является весьма значимой даже для лиц, специализирующихся в сфере земельных отношений, в том числе по причине отсутствия органа государственной власти, уполномоченного разъяснять законодательство Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию